Что такое витамины простым языком. Исследовательская работа "Витамины. Значение для школьников". Роль витаминов в организме человека; их польза; последствия нехватки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22»

ВИТАМИНЫ.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.

(научно-исследовательская работа)

Выполнил:

Филиппова Кира

ученица 2 класса А

МБОУ «Гимназия № 22»

(Алтайский край, г.Барнаул)

Руководитель:

Зайцева И.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 22»

Барнаул - 2016

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Витамины, их значение для здоровья школьников (обзор литературы)………………………………………………………………….

7

Глава 2. Оценка знаний школьников о витаминах ……….………………

10

Глава 3. Оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах (киви, апельсине, болгарском перце)……………………………………………..

12

Выводы….………………………………………………………………..

Список литературы……….…………………………………………………

19

Приложение 1………………………………………………………………..

20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Однажды случилось так, что я простудилась и заболела. У меня появился насморк, кашель, поднялась температура. Это случилось прошлой осенью, когда я только пошла в первый класс. Такое со мной уже случалось и раньше в детском саду. А так как я совсем не люблю болеть, и мне не хочется пропускать занятия в школе, то я задала вопрос маме о том, как же я могу укрепить свое здоровье. Мама сказала, что для этого нужно заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, вовремя ложиться спать и кушать полезные продукты, которые содержат витамины. Все, о чем она мне сказала, было понятно, кроме одного, что такое витамины? И я спросила об этом маму, она работает в медицинском университете и учит студентов - будущих врачей. Вот, что он мне рассказала.

Витамины - это разнообразные химические соединения, выполняющие важнейшие функции в организме человека, их недостаток вызывает различные заболевания. Основным источником витаминов для человека служит пища.

Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается во всех витаминах без исключения для роста, работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной работы всей нервной системы. При этом, с ростом и взрослением общее количество витаминов, в котором нуждается детский организм, растёт. Правильное развитие ребёнка возможно только при достаточном поступлении в организм витаминов с пищей. В тоже время известно, что неправильное питание влияет на количество поступающих витаминов, что влечет за собой нарушения здоровья . Частичный недостаток витамина в организме называется гиповитаминозом, полное отсутствие какого-либо витамина - авитаминозом.

Организм может испытывать недостаток только одного витамина, но чаще встречается недостаток нескольких витаминов. Есть некоторые общие характерные моменты:

    быстрая утомляемость, сонливость

    раздражительность,

    слабость, головокружения

    плохой аппетит,

    уязвимость к болезням,

    кровоточивость десен и др.

Я подумала, что ученики младших классов, как и я, недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся. Мне пришла идея попросить маму помочь разобраться в этом вопросе, чтобы рассказать об этом одноклассникам. Мама и я решили, что о ценка содержания витамина «С» в различных овощах и фруктах, позволит наглядно показать наличие в продуктах питания витаминов, а изучение литературы о витаминах позволит, в доступной для одноклассников форме, рассказать об их пользе, что и определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования : Научное обоснование роли и значения витаминов в питании школьников.

Гипотеза: Ученики младших классов недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся.

Задачи исследования:

    Изучить данные литературы о значении и пользе витаминов для здоровья школьников.

    Оценить знания учеников 2 классов о витаминах.

    Оценить содержание витамина «С» в овощах и фруктах.

    На основании полученных результатов объяснить школьникам, как витамины влияют на организм человека, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья .

Материалы и методы исследования:

Данное исследование было выполнено на базе МБОУ «Гимназия № 22» (теоретическая часть исследования), ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» (лабораторная часть исследования). Исследование проходило в период сентябрь-ноябрь 2015 года.

Объекты исследования: ученики 2 класса, овощи и фрукты.

Предмет исследования: значение витаминов в питании школьников, содержание витамина «С» в овощах и фруктах.

Использовались следующие методы исследования : гигиенические, лабораторные, анкетирование.

Исследовательская работа состояла из нескольких этапов.

Первый этап включал в себя обзор литературы, посвященной вопросам значения витаминов для здоровья школьников.

На втором этапе проводилось анкетирование учащихся 2 классов (см. приложение 1).

На третьем этапе проводилась оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах. Метод определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах основан на окислительно-восстановительной реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса. Раствор краски реактива Тильманса в нейтральной и щелочной средах имеет синюю окраску, в кислой среде розовую. После окисления всего количества аскорбиновой кислоты избыток краски, попадая в кислую среду, окрашивается в розовый цвет.

На 4 этапе на основании полученных результатов сделаны выводы о том, как витамины влияют на организм детей, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья . А так же подготовлена презентация «Витамины, их значение для здоровья школьников».

Практическая значимость:

Полученные данные оформлены в виде презентации «Витамины, их значение для здоровья школьников» и направлены на решение задачи по повышению знаний школьников 2 классов о пользе витаминов.

Структура и объем исследовательской работы: Работа изложена на 20 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, их обсуждения, выводов, предложений, списка литературы.

ГЛАВА 1. ВИТАМИНЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы.

Важно знать, что дети нуждаются во всех витаминах без исключения. В организме у детей витамины расходуются значительно быстрее и требуют регулярного пополнения из-за высоких затрат энергии и различных веществ.

Самой же главной особенностью при разработке детского рациона является то, что потребность в разных витаминах у ребёнка меняется с возрастом. В два года соотношение этих витаминов в рационе должно быть одним, в пять лет - несколько иным, а к десяти оно и вовсе поменяется.

Витамины в детском организме выполняют самые разнообразные функции. Например:

    Витамин А – «ВИТАМИН РОСТА», крайне необходимый, во-первых, для нормального зрения, во-вторых - для формирования скелета, в-третьих - для нормального роста детей, развития их лёгких и пищеварительного тракта.

    Витамин В1, который также поддерживает зрение, но в первую очередь обеспечивает нормальное протекание процессов обмена углеводов в организме и поддерживает умственную деятельность. Именно благодаря витамину В1 ребёнок получает из пищи максимум энергии для игр, учёбы и развития.

    Витамин В2, также участвующий в обмене веществ и поддерживающий рост и хорошее состояние волос, ногтей и кожи.

    Витамин В6, отвечающий за развитие иммунитета ребёнка и нормальное формирование красных кровяных телец. В достаточных количествах витамина В6 нуждается нервная система детей.

    Витамин В12, важный активатор работы нервной системы и компонент, участвующий в кроветворении.

    Витамин С, являющийся главным защитником ребёнка от неблагоприятных факторов окружающей среды, а также позволяющий тормозить различные аллергические реакции.

    Витамин D, необходимый для развития скелета детей и регуляции количеств магния и кальция в их организме.

    Витамин Е, который обеспечивает нормальную работу нервной, мышечной и кровеносной систем и повышает защитные силы организма.

    Витамин К, обеспечивающий гармоничную работу кровеносной системы.

    Витамин РР, участвующий в процессах обмена веществ и усвоения всех необходимых компонентов пищи: жиров, белков, углеводов, минералов и других витаминов.

Так как основным источником витаминов для человека служит пища*, то недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение усвоения витаминов на уровне желудочно-кишечного тракта является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей и приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени. Следовательно, важно знать продукты, в которых содержатся витамины (табл.1):

*не только пища может быть источником витаминов, например, витамин Д так же вырабатывается в коже под действием солнечных лучей

Таблица 1.

Витами -

ны

Продукты-лидеры по содержанию витаминов

Витамин А

Морковь, боярышник, шиповник, цитрусовые фрукты. Среди животных продуктов питания: сыр, сливочное масло, печень, яйца и рыбий жир.

Витамин Д

Жирные сорта рыбы, печень трески, рыбий жир, яйца, икра рыбы.

Витамин Е

Печень, яйца, растительные масла. А также в брюссельской капусте, брокколи, шиповнике, облепихе, рябине, черешне, семенах яблок, подсолнечника. В миндале, арахисе, зеленых овощных листьях, в бобовых и злаковых культурах.

Витамин К

Яичный желток, печень, рыбий жир, зеленые листовые овощи, зеленый горошек, помидоры и тыква, соевое масло.

Витамин В1

В животных продуктах питания: печени и сердце, яичном желтке, молоке. Есть в составе сухих дрожжей, хлеба, круп, гороха, отрубей, арахиса, грецких орехов.

Витамин В2

Печень, сыр, яйца, проростки пшеницы, капуста брокколи, пшеничные отруби, соевые бобы и шпинат.

Витамин В6

В печени, яйцах, рыбе и молочной продукции. Из растительных продуктов: в дыне, зеленом перце, капусте и моркови.

Витамин В12

В растениях встречается только в водорослях и дрожжах. В животных продуктах питания витамин В12 есть в сердце, почках и печени, сыре, в мясе птицы, в крабах, сардинах и лососевых рыбах.

Витамин С

Только свежие фрукты и овощи, ягоды. Лидеры: красный перец, черная смородина, шиповник, зелень и облепиха.

Витамин РР

Печень, мясо белых сортов, яйца и рыба. Хлеб из муки грубого помола, пивные дрожжи, постное мясо, сыр, кунжут, семечки подсолнуха, финики, фасоль и чернослив, картофель.

Витамин Р

В основном содержится в плодах цитрусовых растений. В некотором количестве витамин можно встретить в гречихе, ежевике, черной смородине, абрикосах, черешне, салате, петрушке, черноплодной рябине и в шиповнике.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ВИТАМИНАХ

В исследовании методом анкетирования оценивались знания учеников 2 классов о том, что такое витамины, где они содержатся и какую пользу приносят здоровью. Всего на вопросы анкеты (приложение 1.) ответили 57 учеников. В результате установлено: 60% учеников считают, что знают, что такое витамины, 35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего (рис.1). 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах (рис.2).

Рисунок – 1. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о витаминах, %.

Рисунок – 2. Кратность употребления фруктов в неделю в рационе у учащихся 2 классов, %.

При этом, 96% второклассников знают, что основными источниками витаминов являются овощи и фрукты и только 4% думают, что это торты и пирожные (рис.3). В целом же, второклассники знают о пользе витаминов. Так 77% указали, что витамины защищают от болезней, 67% указали, что витамины помогают лучше учиться и запоминать, 70% указали, что витамины помогают расти и заниматься спортом. И только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы (рис.4).



Рисунок – 3. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о продуктах – источниках витаминов, %.

Рисунок – 4. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о пользе витаминов, %.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНА «С» В ОВОЩАХ И ФРУКТАХ (киви, апельсине, болгарском перце)

От простуды и ангины,
Помогают апельсины.
Ну а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.

Методом определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах, основанном на реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса, проведена оценка содержания витамина С в фруктах киви, апельсине и овоще болгарском (сладком) перце (рис. 1-7.).

Рисунок – 1.

Рисунок – 2. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 3. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 4. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 5. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 6. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 7. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г (рис.8).

Рисунок – 8. Содержание витамина С в овощах и фруктах, мг на 100 граммов.

Такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец.

Болгарский, или сладкий, перец - это овощ, который любят употреблять в пищу почти во всех странах мира благодаря его уникальному вкусу и пользе. Именно такой вид наиболее популярен, он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей!

Витамины в сладком перце содержатся в огромных количествах, всего пару кусочков плода помогут полностью возместить нехватку витаминов в организме взрослого человека. Сладкий перец может быть желтым, зеленым, красным и оранжевым. Многие люди ошибочно считают, что из-за цвета они различаются и по составу. Однако, это не так. Количество витаминов в разных плодах фактически одинаковое, но иногда они немного различаются по вкусу.

ВЫВОДЫ

1. Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы. Питание школьников должно быть разнообразным и включать различные продукты, богатые витаминами. Только в этом случае, школьник не будет болеть, сможет лучше запоминать то, что говорит учитель и лучше учиться, а так же активно заниматься спортом.

2. В исследовании установлено, что 40% второклассников мало или ничего знают о витаминах (35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего). Только 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах. 4% второклассников думают, что основными источниками витаминов являются торты и пирожные. В целом же, второклассники знают о пользе витаминов, только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы.

3. В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г. Таким образом, такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец. Он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей.

Врачам-педиатрам, учителям: При выявлении недостатков в питании школьников, например, при отказе от полезных продуктов в школьной столовой, информировать об этом родителей.

Родителям и школьникам: Повышать знания в вопросах здорового питания. Контроль родителей за детьми в вопросах соблюдения правильного питания в домашних условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких , М.М. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации / М.М Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева // Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников». – 2012. – 43 с.

2. Клещина, Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 8 (233). – С. 20-22.

3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.

4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации МР 2.3.1. 2432 – 08. – М., Издательство стандартов, 2008. – 26 с.

5. Рациональное питание как основа здоровья детей и подростков в современном образовательном пространстве / А.Г. Сетко, С.П. Тришина, Е.И. Кузнецова, С.Г. Пономарева // Материалы конгрессных мероприятий 7 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровое питание – здоровая нация». – Москва, 2011. – С. 59-61.

6. Румянцев, Г.И. Гигиена: учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 608 с.

Приложение 1.

Фамилия:

Имя:

Класс:

Возраст:

Анкета

Ребята, просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы!

Выберите один или несколько правильных ответов!

1. Ты знаешь, что такое витамины?

Да

Нет

Знаю, но мало

2. Сколько раз в неделю ты кушаешь фрукты?

1-2 раза

3-5 раз

Каждый день

3. В каких продуктах содержится больше витаминов?

Торты и пирожные

Фрукты и овощи

Колбаса, сосиски

Мороженое

4. Какое значение имеют витамины для здоровья детей?

Не имеют значения

Помогают расти и заниматься спортом

Помогают лучше учиться и запоминать

Защищают от болезней

Спасибо!

Доброго времени суток, уважаемые посетители проекта «Добро ЕСТЬ! », раздела « »!

В сегодняшней статье речь пойдет о витаминах .

На проекте ранее уже была информация о некоторых витаминах, эта же статья посвящена общему пониманию этих, так сказать соединений, без которых жизнь человека имела бы множество трудностей.

Витамины (от лат. vita - «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы, необходимых для нормальной жизнедеятельности организмов.

Наука, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях называется – Витаминология .

Классификация витаминов

Исходя из растворимости, витамины делят на:

Жирорастворимые витамины

Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень.

Водорастворимые витамины

Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются и при избытке выводятся с водой. Это объясняет большую распространённость гиповитаминозов водорастворимых витаминов и гипервитаминозов жирорастворимых витаминов.

Витаминоподобные соединения

Наряду с витаминами, известна группа витаминоподобных соединений (веществ), которые обладают теми или иными свойствами витаминов, однако, всех основных признаков витаминов не имеют.

К витаминоподобным соединениям относят:

Жирорастворимые:

  • Кофермент Q (убихинон, коэнзим Q).

Водорастворимые:

Основной функцией витаминов в жизни человека является регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечение нормального течения практически всех биохимических и физиологических процессов в организме.

Витамины участвуют в кроветворении, обеспечивают нормальную жизнедеятельность нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и пищеварительной систем, участвуют в образовании ферментов, гормонов, повышают устойчивость организма к действию токсинов, радионуклидов и других вредных факторов.

Несмотря на исключительную важность витаминов в обмене веществ, они не являются ни источником энергии для организма (не обладают калорийностью), ни структурными компонентами тканей.

Функции витаминов

Гиповитаминоз (недостаточность витаминов)

Гиповитаминоз — заболевание, возникающее при неполном удовлетворении потребностей организма в витаминах.

Подробнее об антивитаминах будет написано в следующих статьях.

История витаминов

Важность некоторых видов еды для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком . В 1330 году в Пекине Ху Сыхуэй опубликовал трёхтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», систематизировавший знания о терапевтической роли питания и утверждавший необходимость для здоровья комбинировать разнообразные продукты.

В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные кислые продукты, он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. В 1753 году Линд опубликовал «Трактат о цинге», где предложил использовать и лаймы для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса - неслыханное достижение для того времени. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков. Это послужило появлением крайне обидной клички для матросов - лимонник. Известны так называемые лимонные бунты: матросы выбрасывали за борт бочки с лимонным соком.

В 1880 году русский биолог Николай Лунин из Тартуского университета скармливал подопытным мышам по отдельности все известные элементы, из которых состоит коровье молоко: сахар, белки, жиры, углеводы, соли. Мыши погибли. В то же время мыши, которых кормили молоком, нормально развивались. В своей диссертационной (дипломной) работе Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Вывод Лунина был принят в штыки научным сообществом. Другие учёные не смогли воспроизвести его результаты. Одна из причин была в том, что Лунин использовал тростниковый сахар, в то время как другие исследователи использовали молочный сахар, плохо очищенный и содержащий некоторое количество витамина B.

В последующие годы накапливались данные, свидетельствующие о существовании витаминов. Так, в 1889 году голландский врач Христиан Эйкман обнаружил, что куры при питании варёным белым рисом заболевают бери-бери, а при добавлении в пищу рисовых отрубей - излечиваются. Роль неочищенного риса в предотвращении бери-бери у людей открыта в 1905 году Уильямом Флетчером. В 1906 году Фредерик Хопкинс предположил, что помимо белков, жиров, углеводов и т. д., пища содержит ещё какие-то вещества, необходимые для человеческого организма, которые он назвал «accessory food factors». Последний шаг был сделан в 1911 году польским учёным Казимиром Функом, работавшим в Лондоне. Он выделил кристаллический препарат, небольшое количество которого излечивало бери-бери. Препарат был назван «Витамайн» (Vitamine), от латинского vita - «жизнь» и английского amine - «амин», азотсодержащее соединение. Функ высказал предположение, что и другие болезни - цинга, рахит - тоже могут вызываться недостатком определенных веществ.

В 1920 году Джек Сесиль Драммонд предложил убрать «e» из слова «vitamine», потому что недавно открытый не содержал аминового компонента. Так «витамайны» стали «витаминами».

В 1923 году доктором Гленом Кингом была установлена химическая структура витамина С, а в 1928 году доктор и биохимик Альберт Сент-Дьёрди впервые выделил витамин С, назвав его гексуроновой кислотой. Уже в 1933 швейцарские исследователи синтезировали идентичную витамину С столь хорошо известную аскорбиновую кислоту.

В 1929 году Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию, а Лунин и Функ - не получили. Лунин стал педиатром, и его роль в открытии витаминов была надолго забыта. В 1934 году в Ленинграде состоялась Первая всесоюзная конференция по витаминам, на которую Лунин (ленинградец) не был приглашён.

В 1910-х, 1920-х и 1930-х годах были открыты и другие витамины. В 1940-х годах была расшифрована химическая структура витаминов.

В 1970 году Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии, потряс медицинский мир своей первой книгой «Витамин С, обычная простуда и », в которой дал документальные свидетельства об эффективности витамина С. С тех пор «аскорбинка» остается самым известным, популярным и незаменимым витамином для нашей повседневной жизни. Исследовано и описано свыше 300 биологических функций этого витамина. Главное, что, в отличие от животных, человек не может сам вырабатывать витамин С и поэтому его запас необходимо пополнять ежедневно.

Заключение

Хочу обратить Ваше внимание, дорогие читатели, что к витаминам следует относится очень внимательно. Неправильное питание, недостаток, передозировка, неправильные дозы приема витаминов могут серьезно навредить здоровью, поэтому, для окончательных ответов на тему о витаминах, лучше проконсультироваться с врачом – витаминологом, иммунологом .

Витамины – это органические соединения, которые непосредственным образом участвуют в обменных процессах организма. Поступая, в основном с пищей, эти вещества становятся составляющими активных центров катализаторов. Но что же это значит?! Все предельно просто! Любая реакция, происходящая внутри человеческого организма, будь то переваривание пищи или же передача нервных импульсов по нейронам, происходит при помощи специальных белков-ферментов, которые еще называют катализаторы. Таким образом, благодаря тому, что витамины входят в состав белков-ферментов, они своим присутствием в них делают возможным процесс метаболизма (это те химические реакции, которые протекают в организме и служат цели поддержания в нем жизни).

В целом же, витамины – это вещества самой разнообразной природы происхождения, которые необходимы для полноценного развития и функционирования человеческого организма, потому что по своей сущности и выполняемым задачам являются активаторами многих процессов жизнедеятельности.

Что касается истории исследования витаминов, то она берет свое начало в конце девятнадцатого столетия. Так, например, русский ученый Лунин исследовал влияние минеральных солей на состояние лабораторных мышей. В ходе исследования одна группа мышей была на диете из составных частей молока (в их рацион ввели казеин, жиры, соль и сахар), другая же группа мышей получала натуральное молоко. В результате, в первом случае животные были существенно истощены и погибали, в то время как, во втором случае состояние грызунов было вполне удовлетворительным. Таким образом, ученый пришел к выводу, что есть в продуктах еще некие вещества, которые необходимы для нормального функционирования живого организма.

Однако стоит отметить, что научное сообщество не восприняло всерьез открытие Лунина. Но в 1889 году его теория все же подтвердилась. Голландский врач Эйкман, исследуя таинственную болезнь бери-бери выяснил, что ее способна остановить замена в рационе очищенного зерна на «грубое» неочищенное. Таким образом, было выяснено, что в шелухе содержится некое вещество, потребление которого заставляет отступить таинственный недуг. Вещество это – витамин В1.

В последующие годы, в первой половине 20-го века, были открыты и все прочие известные нам сегодня витамины.

Впервые же понятие «витамины» было использовано 1912 году польским ученым Казимиром Функом, который с помощью своих исследований сумел извлечь из растительной пищи вещества, они помогли подопытным голубям излечиться от полиневрита. В современной классификации эти вещества известны как тиамин (В6) и никотиновая кислота (В3). Он же впервые и предложил называть все вещества из этой области словом «Витамины» (лат. Вита – жизнь и Амины – название группы, к которой принадлежат витамины). Именно этим ученым впервые были введено понятие авитаминоза, а также ему принадлежит учение о способах его излечения.

Все мы знаем, что названия витаминов, как правило, заключаются в одной-единственной букве латинского алфавита. Эта тенденция имеет смысл в том плане, что витамины были именно в таком порядке и открыты, то есть им давали наименования согласно чередующимся буквам.

Виды витаминов

Виды витаминов чаще всего выделяют только согласно их растворимости. Поэтому можно выделить следующие разновидности:

  • Жирорастворимые витамины – эта группа может усваиваться организмом только при поступлении вместе с жирами, которые обязательно должны присутствовать в пище человека. К этой группе относятся такие витамины как А, D, Е, К.
  • Водорастворимые витамины – эти витамины, как понятно из названия, могут растворяться с помощью обычной воды, а значит, каких-то особенных условий для их усвоения не существует, потому что в организме человека очень много воды. Еще эти вещества называют энзимовитаминами потому что они постоянно сопутствуют энзимы (ферменты) и способствуют их полноценному действию. К этой группе относятся такие витамины как В1, В2, В6, В12, С, РР, фолиевая кислота, пантотеновая кислота, биотин.

Это основные витамины, существующие в природе и необходимые для полноценного функционирования живого организма.

Источники – в каких продуктах содержатся?

Витамины содержатся во многих продуктах, которые мы привыкли употреблять в качестве пищи. Но вместе с тем, витамины – это на самом деле загадка для ученых, потому что какие-то из них человеческий организм может вырабатывать самостоятельно, другие ни при каких условиях не могут быть образованы самостоятельно и попадают в организм извне. Кроме того, существуют такие разновидности, которые могут полноценно усваиваться только при определенных условиях, и причина этого до сих пор не ясна.

С основными источниками получения витаминов из пищи Вы можете ознакомиться в таблице, что следует ниже.

Таблица 1 – Список витаминов и их источники

Название витамина Природные источники
Основными источниками являются печень различных животных, молочные продукты из цельного молока, яичные желтки. Его предшественник, провитамин А, можно получить из таких продуктов как морковь, петрушка, морковь, абрикосы, дыни и другие продукты насыщенного оранжевого и красного цвета.
Витамин Д (кальциферол) Особенностью усвоения данного витамина является то, что его полноценное воздействие возможно только при наличии достаточного количества в организме кальция и фосфора. При этом витамин Д является именно тем витамином, который организм способен вырабатывать самостоятельно под воздействием солнечных лучей, попадающих на поверхность кожи. Роме того, можно дополнительно получить его с помощью таких продуктов как растительное масло, яйца, рыба.
Витамин Е (токоферол) Практически все растительные масла могут быть источником этого витамина, кроме того богаты ним миндаль и арахис.
Витамин К Мясо птицы, в частности куриное, кислая капуста, шпинат и цветная капуста.
Витамин В1 (тиамин) Обладают достаточно большим наличием в своем составе такие продукты, как все бобовые, свинина, фундук, и любые растительные продукты грубого помола. Кроме того ценным источником этого витамина являются сухие пивные дрожжи.
Витамин В2 (рибофлавин) Тут особенно богато наличие этого витамина в куриной печени и различных молочных продуктах.
Все овощи, которые имеют зеленый цвет, мясо курицы, орехи, мясные субпродукты.
Один из самых распространённых витаминов, потому что содержится во многих продуктах как растительного, так и животного происхождения. И особенно богаты на его содержание рис, субпродукты, дрожжи.
Витамин В6 (пиридоксин) Пророщенная пшеница, отруби, капуста и многие другие продукты, которые употребляются в сыром виде.
Лиственные овощи зеленого цвета, орехи, бананы, яйца.
Витамин В12 (цианкобаламин) Морские продукты, в частности морская капуста и икра различных видов рыб, творог, дрожжи и субпродукты.
Цитрусовые, черемуха, смородина, многие фрукты, капуста любого вида и зеленые овощи.
Витамин Н (биотин) Бобовые растения, в частности соя и соевые продукты, бананы, яичный желток, молочные продукты и печень.

Кроме естественных источников витаминов сейчас очень популярны витаминные комплексы, которые можно приобрести. Их существует огромное количество разновидностей, состав и концентрация витаминов в них различны, потому что каждый предназначен для решения той или иной проблемы. Так можно найти витамины для взрослых, для мужчин, для беременных. Они формируются на основе того, какие именно витамины более других расходуются в этом случае и какие запасы надо пополнять. Комплексы витаминов в капсулах имеют неоспоримое преимущество перед натуральными – они составлены в таких пропорциях, в которых будут иметь максимальное воздействие на организм, составить рацион такой же полезности из натуральных продуктов очень сложно, и требует подчас углубленного знания биологии и химии.

Но очень многие ученые считают, что полезность синтетических препаратов намного ниже натуральных из-за худшей усвояемости. Другие же наоборот называют витаминные ампулы панацеей и решением проблем в современном мире, в котором сложно найти безвредные и экологически чистые продукты. Какое мнение считать верным – до сих пор неизвестно.

Роль витаминов в организме человека; их польза; последствия нехватки

Важность воздействия витаминов на человеческий организм и их польза прекрасно иллюстрируется тем, что не существует ни одной системы жизнедеятельности, ни одного протекающего процесса, которые бы могли функционировать без влияния витаминов .

Отсутствие или нехватка достаточного количества витаминов может иметь нежелательные для здоровья последствия. Существует даже понятие авитаминоза, так называется состояние недостаточного количества необходимых веществ, проявляющееся различными симптомами.

Таблица 2 – Список витаминов, их функции и последствия дефицита

Название витамина Выполняемые функции Последствия недостатка
Витамин А (ретинол, бетакаротин) Очень важный витамин для органов зрения, кроме того, он формирует иммунную систему и влияет на состояние и рост волос и ногтей, может способствовать эластичности кожного покрова. Самое яркое проявление нехватки этого витамина проявляется в «куриной слепоте», которая заключается в ухудшении способности видеть в темное и сумеречное время суток. Причем в плохих ситуациях чревато полной потерей зрения. У детей недостаток проявляется в замедленном физическом и умственном развитии. Кроме того, малое количество витамина А в организме ухудшает состояние волос, ногтей и кожи.
Витамин Д (кальциферол) Формирует костный остов человека, способствует здоровому развитию зубов и костей. Кроме того регулирует активность клеток. Проблемы и хрупкость костной системы, рахит у детей. Кроме того может спровоцировать чрезмерную нервную возбудимость.
Витамин Е (токоферол) Действует в организме в качестве антиоксиданта, защищая мембраны клеток от свободных радикалов. Помогает нормальному кровообращению, кроме того участвует в формировании мускулов. Нарушения в строении мышечных тканей и слабый иммунитет. Кроме того недостаток витамина может спровоцировать образование опухолей.
Витамин К Его влияние на организм заключается в том, что он способствует нормальной свертываемости крови. Геморрагический синдром может стать последствием нехватки этого витамина, при котором свертываемость крови ухудшается и возникает опасность кровотечений, как внешних, так и внутренних.
Витамин В1 (тиамин) Помогает извлечению энергию из полученных углеводов. Улучшает аппетит и формирует нормальное развитие нервной системы. Недостаток витамина В1 может привести к серьезным проблемам с сердечно-сосудистой системой.
Витамин В2 (рибофлавин) Очень важная «деталь» в обмене веществ, кроме того участвует в правильном составе всех слизистых организма. Такие последствия как возникновение трещин на коже, общее ухудшение состояния кожных покровов, анемия, бессонница и головокружения.
Витамин В3, РР (никотиновая кислота) Влияет на уровень холестерина в организме, организовывает правильный метаболизм, кроме того считается витамином для памяти. При нехватке возникает общая слабость, плохое самочувствие и нарушения в нервной системе.
Витамин В5 (пантотеновая кислота) Способствует хорошему жировому и белковому обмену. Благодаря тому, что этот витамин очень распространен и имеется во многих продуктах питания, его недостаток очень редко встречается. В основном влияет на нарушения в работе надпочечников.
Витамин В6 (пиридоксин) Очень важен для обмена веществ, в кровообращении и обмене аминокислот. Главным образом влияет на работу нервной системы и может вызвать слабость, депрессию и анемию.
Витамин В9 (фолиевая кислота) Он главным образом влияет на правильную передачу генетической информации от матери к плоду, кроме того влияет на уровень гемоглобина в крови. Нехватка приводит к неправильному развитию плода во время беременности.
Витамин В12 (цианкобаламин) Участвует в образовании крови и на «правильный» уровень железа в крови. Кроме того на клеточном уровне обеспечивает обмен веществ. Тяжелые случаи анемии и выпадение волос.
Витамин С (аскорбиновая кислота) Очень сильно влияет на образование коллагена, который отвечает за эластичность и защитные функции кожного покрова. Кроме того отвечает за сильный иммунитет и защищает сердце от перенагрузок. Самое главное заболевание, которое возникает при длительной нехватке витамина С – это цинга, при которой кровоточат десна, иммунитет ослабляется и человек быстро утомляется.
Витамин Н (биотин) Главным образом участвует в правильном метаболизме. Нарушения функции обмена веществ и усвояемость различных компонентов питания.

Суточная норма

Выдерживать суточную норму потребления витаминов необходимо с той целью, дабы поддерживать нормальное функционирование всех систем организма. Не должно возникать, как дефицита этих веществ, так и их избытка. И тот и другой случай могут приводить к очень неприятным последствиям.

Приблизительную суточную норму потребления витаминов для людей разных возрастных групп мы приведем в таблице, что следует далее.

Таблица 3 – Суточная норма потребления витаминов для разных возрастных категорий

Название витамина Необходимая суточная норма
Новорожденные и дети до года Дети от 1-го до 10-ти лет Взрослые мужчины и женщины Пожилые люди
Витамин А (ретинол, бетакаротин) 400 мкг 500-700 мкг 3400-5000 МЕ 3600-6000 МЕ
Витамин Д (кальциферол) 10 мкг 2,5-4 мкг 100-500 МЕ 150-300 МЕ
Витамин Е (токоферол) 3-4 мкг 5-7 мкг 25-40 МЕ 45-60 МЕ
Витамин К (филлохинон) 5-10 мкг 15-30 мкг 50-200 мкг 70-300 мкг
Витамин В1 (тиамин) 0,3-0,5 мг 0,7-1 мг 1,1-2,5 мг 1,5-3 мг
Витамин В2 (рибофлавин) 0,3-0,5 мг 0,7-1,2 мг 1,3-3 мг 2-3,5 мг
Витамин В3, РР (никотиновая кислота) 5-6 мг 9-12 мг 12-25 мг 15-27 мг
Витамин В5 (пантотеновая кислота) 2-3 мг 3-5 мг 5-12 мг 7-15 мг
Витамин В6 (пиридоксин) 0,3-0,6 мг 1-1,2 мг 1,6-2,8 мг до 20 мг
Витамин В9 (фолиевая кислота) не установлена не установлена 160-400 мкг 200-500 мкг
Витамин В12 (цианкобаламин) 0,3-0,5 мкг 0,7-1,4 мкг 2-3 мкг 2,5-4 мкг
Витамин С (аскорбиновая кислота) 25-35 мг 40-45 мг 45-100 мг 55-150 мг
Витамин Н (биотин) 10-15 мкг 20-30 мкг 35-200 мкг до 300 мкг

* МЕ расшифровывается, как международная единица. В фармакологии она является мерилом для таких веществ, как витамины, гормоны, лекарственные препараты и т.п. Основывается МЕ на биологической активности каждого конкретного вещества. Таким образом, стандартизированного размера у МЕ нет и для каждого конкретного вещества она может быть разной.

Негативное воздействие витаминов; их возможный вред

Негативное воздействие витаминов может быть проявлено в тех случаях, когда наш организм получает чрезмерную дозу какого-либо одного или нескольких витаминов.

Следует заметить, что при получении витаминов из продуктов питания чрезвычайно сложно получить гипервитаминоз – переизбыток витаминов, потому что там они находятся в небольших количествах и благодаря природной структуре очень легко и хорошо усваиваются и обрабатываются организмом.

Гораздо сложнее дело обстоит с синтетическими витаминами, которые находятся в свободном доступе. Потому что очень часто именно таким способом, не учитывая рекомендуемые дозы витаминов, люди, употребляют их в очень большом количестве, считая, что таким образом приносят себе гораздо больше пользы. Но каждый витамин может, как положительно повлиять на какой-либо процесс в организме, так и нанести непоправимый вред.

Так, переизбыток витамина С может сделать кровеносные сосуды очень хрупкими. Витамин Д в большом количестве заставит ваше давление совершать скачки, приведет к потере сознания. А много витамина А, по мнению большинства ученых, может даже спровоцировать возникновение опухолей.

Таким образом, следует помнить, что лишь здравый рассудок, умеренность и правильные знания о природе витаминов и правильной дозировке может дать вам гораздо больше пользы, чем неумеренное стремление получить от них как можно больше. Ну и конечно, обратите внимание на продукты с большим содержанием необходимых витаминов именно в связи с их сезонностью, потому что помидоры зимой никакой пользы вам не дадут. Поэтому постройте свое питание правильно, делая акцент в теплое время года на свежие продукты, а зимой на синтетические витамины в правильной дозировке.

Многие знают о витаминных соединениях, но не могут объяснить, что такое витамины, каким образом они влияют на организм, можно ли их заменить другими веществами.

Слово «витамины» с латинского языка переводится как «вещества жизни». Данные соединения относятся к низкомолекулярным органическим веществам различной химической природы и являются необходимыми для прохождения жизненно важных биохимических и физиологических процессов в любом живом организме.

Что такое витамины для организма человека? Это соединения, которые не синтезируются или образуются в мизерном количестве, поэтому должны поступать из окружающей среды вместе с пищевыми продуктами. Кроме этого, витамины - это вещества с высокой биологической активностью, поэтому даже при их незначительной нехватке функционирование всего организма нарушается, развиваются различные патологические состояния.

На сегодняшний день известно около 20 веществ, которые относятся к витаминам и делятся на две группы: жирорастворимые и водорастворимые.

Что такое группы? Это соединения, которые относятся к изопреноидам. Основные представители - витамины Е, К, А и D.

К водорастворимым относятся все С и биотин, который условно относят к соединениям группы В.

Каждое из перечисленных веществ выполняет свою специфическую функцию в организме. При авитаминозах (состояния, характеризующиеся недостаточным поступлением витаминов в организм) нарушаются работа внутренних органов, может возникать ряд тяжелых заболеваний.

Характеристика некоторых жирорастворимых витаминов

Витамин А (ретинол) поступает в организм с продуктами животного происхождения (яйца, молоко, печень рыб), а также с желтыми овощами и фруктами. Он отвечает за формирование родопсина в глазах, поэтому при недостаточном его количестве может развиваться и ксерофтальмия. Кроме этого, ретинол повышает устойчивость дыхательных органов к инфекциям, помогает сохранять кожу здоровой, способствует росту костей и зубов. Надо сказать, что существует провитаминная форма ретинола - каротин.

Витамин D в большом количестве содержится в печени морских рыб, сливочном масле, яйцах (в желтке), в икре рыб и дрожжах. Существует эндогенная форма данного соединения. Она образуется в кожных покровах и почках при воздействии ультрафиолетовых лучей. При недостатке этого витамина возникает рахит, а также нарушается всасывание кальция, что приводит к остеопорозу.

Витамин К содержится в шпинате, капусте, томатах, ягодах рябины, он также синтезируется бактериями толстого кишечника. При его недостатке в детском возрасте часто наблюдается летальный исход. Гиповитаминоз у взрослых провоцирует снижение протромбина в крови и увеличение продолжительности свертывания крови, что приводит к появлению кровоизлияний и анемии.

Витамин Е (токоферол) практически не содержится в продуктах животного происхождения (только в молоке, желтках яиц и печени). Наиболее ценный источник данного витамина - свежие овощи, орехи, растительное масло, шпинат и брокколи, цельное зерно, семена подсолнечника. Токоферол активно защищает клетки организма от свободных радикалов. При его недостатке развивается мышечная дистрофия, появляются пигментные пятна, разрушаются клетки крови и нарушается репродуктивная функция организма.

Надо сказать, что особую играют в период активной физической или умственной работы, во время роста или после тяжелых заболеваний. Важны также и для тех, кто питается неполноценно.

Стоит также отметить, что такое витамины синтетического происхождения - это соединения, которые лишь приближаются по своей структуре и функциям к естественным витаминам. Именно поэтому неправильно заменять витамины естественного происхождения, которые находятся в продуктах питания, на их синтетические аналоги, поскольку они менее активны и усваиваются организмом значительно хуже.

Это органические соединения, которые преимущественно поступают в организм с пищей. Исключения составляют: витамины D (он вырабатывается в коже под воздействием ультрафиолета), К и В3 (они образуются в кишечнике). Каждый из витаминов (а их всего 13) выполняет определенную роль. Разные соединения есть в разных продуктах, поэтому чтобы обеспечить организм ими, необходимо максимально разнообразить свой рацион. Вредным является как дефицит, так и избыток витаминов.

В этом списке отсутствуют витамины:

Эти вещества существуют, и когда-то они также считались витаминами В комплекса. Позже было выяснено, что данные органические соединения либо вырабатываются самим организмом, либо не являются жизненно необходимыми (именно данные качества определяют витамины). Таким образом, их стали называть псевдовитаминами , или витаминоподобными веществами . В комплекс витаминов группы В они не входят.

Витамин С

Вещество, необходимое для синтеза коллагена, важная составляющая соединительных тканей, клеток крови, сухожилий, связок, хрящей, десен, кожи, зубов и костей. Важный компонент в метаболизме холестерина. Высокоэффективный антиоксидант, залог хорошего настроения, здорового иммунитета, сил и энергии. Это водорастворимый витамин, который в природном виде встречается во многих продуктах, может синтетически добавляться в них или употребляться в виде пищевой добавки. Люди, в отличие от многих животных, не способны самостоятельно вырабатывать витамин С, поэтому он является необходимым компонентом в рационе.

Витамин D

Это «солнечный витамин». Помогает поддерживать здоровье костей, сохраняет их крепкими и сильными. Отвечает за здоровые десна, зубы, мышцы. Необходим для поддержания работы сердечно-сосудистой системы, помогает предотвратить деменцию и улучшить работу мозга.

Витамин Е

Это мощный антиоксидант, который препятствует распространению активных форм кислорода и способствует улучшению общего состояния здоровья. Кроме этого, он приостанавливает функционирование свободных радикалов, а в качестве регулятора ферментативной активности играет роль в правильном развитии мышц. Влияет на экспрессию генов, поддерживает здоровье глаз и нервной системы. Одна из основных функций витамина Е – поддержание здоровья сердца, сохраняя баланс уровня холестерина. Улучшает кровообращение кожи головы, ускоряет процесс заживления ран, а также защищает кожу от пересыхания. Витамин Е защищает наш организм от воздействия вредных внешних факторов и сохраняет нашу молодость.

Витамин F

Термином витамин F называют незаменимые жирные кислоты, а именно линолевую и альфа-линолевую . Они поступают в организм из продуктов питания в виде насыщенных и ненасыщенных (моно- и поли-) жирных кислот и играют важную роль в снижении уровня холестерина, регуляции артериального давления, а также снижении риска инсультов и сердечных приступов. Вдобавок, витамин Ф необходим для развития мозга у плода в утробе, новорожденного и ребенка, и для поддержания его функции у взрослых.

Витамин Н

Витамин Н признан одним из самых активных витаминов-катализаторов. Иногда его называют микровитамином, т.к. для нормальной работы организма он необходим в очень малых количествах.
Витамин Н участвует в обмене углеводов, белков, жиров. С его помощью организм получает энергию из этих веществ. Он принимает участие в синтезе глюкозы. Биотин необходим для нормальной работы желудка и кишечника, влияет на иммунитет и функции нервной системы, способствует здоровью волос и ногтей.

Витамин Н1

Парааминобензойная кислота необходима организму мужчины, особенно когда возникает так называемая болезнь Пейрони, которой чаще всего страдают мужчины средних лет. При этой болезни ткань пениса у мужчины становится ненормально фиброидной. В результате этой болезни во время эрекции пенис сильно изгибается, что причиняет больному большую боль. При лечении этой болезни используются препараты данного витамина. Вообще же в питательном рационе человека должны присутствовать продукты, содержащие этот витамин.
Парааминобензойная кислота назначается при таких заболеваниях, как задержка развития, повышенная физическая и умственная утомляемость; анемия фолиеводефицитная; болезнь Пейрони, артрит, посттравматическая контрактура и контрактура Дюпьютрена; светочувствительность кожи, витилиго, склеродерма, ожоги ультрафиолетовыми лучами, алопеция.

Витамин К

Витамин К объединяет группу жирорастворимых веществ - производных нафтохинона с гидрофобной боковой цепью. Два основных представителя группы - это витамин K1 (филлохинон) и K2 (менахинон, вырабатывается здоровой микрофлорой кишечника). Основная функция витамина K в организме - обеспечение нормального свертывания крови, формирование костной ткани (остеокальцин), поддержание функции кровеносных сосудов, обеспечение нормальной работы почек.
Витамин К влияет на формирование сгустков крови и повышает устойчивость стенок сосудов, участвует в энергетических процессах, образовании основных источников энергии в организме - аденозинтрифосфорной кислоты и креатинфосфата, нормализует двигательную функцию желудочно-кишечного тракта и деятельность мышц, укрепляет кости.

Витамин L-Карнитин

L-Карнитин улучшает обмен жиров и способствует выделению энергии при их переработке в организме, повышает выносливость и сокращает период восстановления при физических нагрузках, улучшает деятельность сердца, снижает содержание подкожного жира и холестерина в крови, ускоряет рост мышечной ткани, стимулирует иммунитет.
L-Карнитин повышает окисление жиров в организме. При достаточном содержании L-карнитина жирные кислоты дают не токсичные свободные радикалы, а энергию, запасаемую в виде АТФ, что существенно улучшает энергетику сердечной мышцы, которая на 70% питается жирными кислотами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: