Описание детства чичикова в поэме мертвые души. Живые и мертвые души в поэме гоголя. Типичные таланты Чичикова

Детство и семья Чичикова в поэме "Мертвые души"

Чичиков по происхождению - бедный дворянин:

«... Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает...»

Известно, что отец Чичикова владел всего одной семьей крепостных крестьян:

«... кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме...»

Чичиков почти ничего не получил в наследство от бедного отца:

«... В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой...»

В детстве у Павла Чичикова не было ни друзей, ни товарищей:

«... Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!...»

Семья Чичикова жила в крестьянском доме, в маленькой горнице. Этот дом не похож на традиционное жилье дворян:

«... Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето...»

Отец Чичикова все время болел:

«... отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу...»

Известно, что отец был суров к маленькому Павлуше и не проявлял к нему теплых чувств:

«... При расставании слез не было пролито из родительских глаз...»

«... знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост...»

Когда маленький Павлуша Чичиков делал что-то не так, отец драл ему уши:

«... вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев...»

Чичиков помнит мало деталей из своего детства:

«... вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память...»

Образование Чичикова Воспитанием и образованием Чичикова занимался его отец, который серьезно повлиял на мировоззрение сына. Когда Чичиков подрос, отец отвез его в город к старой родственнице. Город находился в трех днях езды от деревни Чичиковых. В городе маленький Чичиков поступил в училище:

«... на третий день утром добрались до города [...] Тут жила родственница их, дряблая старушонка [...] Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища...»

В училище Павлуша не отличался особенным умом. Зато он был очень прилежным и опрятным учеником:

«...Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию [...] Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем...»

Еще в училище Чичиков научился угождать начальству:

«... В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно...»

После училища Чичиков поступил на службу и начал свою карьеру. В карьере господина Чичикова были взлеты и падения - в основном, из-за его хитрости и желании быстро и нечестно заработать большой капитал.

детство чичикова в поэме мертвые души?? нигде нету а читать лень и получил лучший ответ

Ответ от Nella[активный]
Главным героем поэмы является дворянин Павел Иванович Чичиков. Вышел он из столбовых или личных дворян - это нам не известно. Получил он скромное образование, но за счет своих «прекрасных» способностей продвигался по службе, хотя долго на одном месте не засиживался.
Родители Павла Ивановича Чичикова принадлежали к разорившемуся дворянству и жили далеко от города в своем заброшенном имении. Все свое детство Чичиков провел у себя дома - «никуда не езживал и не хаживал» . Жизнь его шла очень тускло и незаметно. Отец, больной человек, всегда говорил ему: «Не лги, послушенствуй старшим и носи добродетель в сердце» .
Так и прошло девять лет. Одним весенним утром на старенькой кляче отец отвозит Павлушу в город, учиться в классы. Отсюда и начинается самостоятельная жизнь нашего героя.
Перед отъездом отец Павла Ивановича дал ему наставление на всю жизнь. Они стали «молитвой» его жизни: «Смотри-же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уже пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Береги и копи копейку, она не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой. » Эти наставления отца Чичиков никогда не забывал в жизни, он следовал им везде и всегда, они стали целью и стимулом его никчемной жизни, ибо в сердце этого человека с детства вошли только корысть, деньги и себялюбие.
С другого же дня Павлуша начал ходить в училище. Особенных способностей к какой-нибудь из наук у него не было, но зато оказались у него совершенно иные способности, с практической стороны. С первого же дня он начал исполнять наставления отца: дружил только с богатыми, был первым любимчиком, «на уроках сидел он так смирно, что никто не мог так просидеть и минуты - за это его очень любили учителя. Со звонком он вскакивал, подавал учителю портфель, а потом раз пять встречался ему в коридоре, здоровался и низко кланялся» .
С первых же дней Чичикова заинтересовал и материальный вопрос. Он начинает копить деньги. То слепит из воска фигурку и выгодно продаст ее или на базаре или среди товарищей, то накупит пряников и ждет, пока у товарищей желудок стянется, а потом уж «четыре шкуры сдерет» за него. Деньги складывал он в мешочек. Когда набиралось их до пяти рублей, Чичиков сшивал его и начинал копить в другой.

Ответ от CalvinKline [активный]
книга есть? прочитай только 11 главу и все


Ответ от Евгения [новичек]
спасибо*)


Ответ от Musraliev Albert [новичек]
Спасибо, помог


Ответ от Олень чайковский [новичек]
жасвукмссмтро


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: детство чичикова в поэме мертвые души?? нигде нету а читать лень

Родители Чичикова были дворяне, но они были бедными. И Чичиков с детства понял как приумножать деньги: продавал голодным одноклассникам пирожки с рынка, дрессировал мышь, чтобы показывать фокусы за плату, лепил фигурки из воска.Чичикова манила богатая жизнь, он активно стремился пробиться в люди.
Он везде хитрил и жульничал, развернул целую кампанию, направленную против коррупции, хотя сам был взяточником.Он занимался тем, что передавал документы на крестьян в опекунский совет, где ему платили за каждого крестьянина. Так у Чичикова появилась идея их скупать.
Я не считаю его подлым так как он хотел себе жизнь обеспеченную чтобы ни в чём не нуждаться.

В этой главе Чичиков предстает перед читателем самонадеянным и черствым человеком. Все неудачи он воспринимает как неприятности других (поздно проснулся, не готова бричка), но при этом сам ничего не делает для их успеха. Кроме того, он позволяет себе грубо обращаться с другими людьми. Ему кажется, что весь мир ему что-то должен, но своих обязанностей, по всей видимости, он не знает и знать не хочет. Он лишь следит, как остальные люди выполняют свою работу, даже не пытаясь им помочь.

Образ Чичикова

Чичиков воплощает в себе многочисленные черты и характеры русских помещиков. Однако он отличается, даже возвышается над остальными доживающими помещиками: над мечтателем Маниловым, над глупой Коробочкой, над жадным Плюшкиным и над остальными. Он пробивает дорогу в будущее своими силами, энергией, особой страстью к приобретению. Чичиков деятельный, живой, предприимчивый. Его целям не мешают высокие идеи: у него их нет. Это неоднозначный образ, который не подл, не добродетелен. В нем есть все для человека, у которого смысл жизни - накопительство, благополучие. Он не раб денег. Они являются лишь средством для обретения той жизни, которую Чичиков желает себе и своим детям в будущем.

Характеристика Чичикова

  1. Автор убежден в том, что Чичиков - не женский идеал.
  2. Он средних лет, полный.
  3. Не является добродетельным человеком, а наоборот даже - подлец.
  4. Происхождение героя очень смутно. Родители были дворянами, но Чичиков не был на них похож. В детстве он был одинок: без друзей и товарищей.
  5. Когда стал учиться, то не проявил особых способной в науках, но был прилежным и опрятным.
  6. Еще ребенком у Чичикова появилась практичность. Он был бережливым, пускался на различные спекуляции, копил и зарабатывал деньги.
  7. Умел пристраиваться к учителям и начальникам, за что получил хороший аттестат.
  8. С виду благонравный и тихий, он мог отказать в помощи человеку, если для этого требовалась значительная сумма.
  9. Не был скупым и привязанным к деньгам, но хранил их для будущего довольства.
  10. Для деловых отношений он имел нужные характеристики: живость, бойкость, заметность, умение ладить и быть приятным в общении, понимание духа начальника.
  11. Приспосабливался к любой работе, быстро и ревностно схватывал любое дело.
  12. В таможенном деле проявилась его честность и неподкупность.
  13. Умел владеть речью, убеждать людей, льстить им без излишков.

Чичиков - человек большой страсти и непреодолимой силы характера. Герой имел страсть к приобретению. Он не подлец, не добродетельный человек. Он - приобретатель.

Композитор Альфред Шнитке написал сюиту «Детство Чичикова». «Мертвые души», поэма Гоголя, из которой был взят этот отрывок, является украшением не только лишь российскей, да и мировой литературы.

Маленький очерк о детстве героя

Маленький отрывок из одиннадцатой, последней главы книжки, написанный создателем так живо и образно, вдохновил композитора на то, чтоб выразить средствами музыки серенькое, безотрадное детство. Чичиков, главный герой поэмы, помня о собственных детских годах, всю следующую жизнь всеми правдами и неправдами пробовал достигнуть в обществе определенного положения. Н. В. Гоголь блестящим языком двумя-тремя фразами профессионально обрисовал убогость существования малеханького Павла в родном доме. Что может сравниться с фразой о том, как «жизнь посмотрела» на малыша! Кисло-неприютный взор, ну и еще через занесенное снегом мерклое оконце. Сходу становится ясно, что рос мальчишка без родительской ласки (отец болел, а мама ухаживала за ним), одиноким, без гулких друзей-товарищей, заброшенным. А ведь самая веселая и беспечная пора жизни - это детство! Чичиков, можно сказать, был лишен его.

Причины, формирующие нрав

В предстоящей жизни отсутствие друзей не тяготило Павлушу. Этому содействовали, с одной стороны, привычка всегда быть в одиночестве, с другой - науськивания отца, решившего, может быть, единственный раз в жизни побеседовать с отпрыском по душам. Малеханького Чичикова повезли в примыкающий город определять в училище. Лошаденка Сорока лишь на 3-ий денек с утра доставила путников к месту предназначения – к далекой родственнице. И снова вокруг плохо скрываемая бедность, серость и убогость. Начинаются годы обучения, длится детство. Чичиков прекрасно усвоил советы отца, главный из которых был об умении угождать полностью всем, в особенности начальникам и учителям, соученикам богатым и полезным. Умение тонко льстить он отрабатывал в течение всей предстоящей жизни. И, как свидетельствует создатель, Чичиков умел произвести на общество самое подходящее воспоминание.

Типичные таланты Чичикова

Изворотливость головного героя – движущая сила сюжета произведения. Предприимчивый, инициативный, угодливый и беспринципиальный - перед ним могло открыться красивое будущее, другими словами он сумел бы достигнуть того, к чему так стремился. Не имея особенных талантов, он с различием кончает училище. За примерное и благонадежное поведение ему вручают отличительный подарок - книжку с золотыми знаками. Но, невзирая на похвалы учителей, спекулировать Павлуша научился еще в стенках училища. Герой произведения не был каким-то исключением, он был продуктом системы и общества.

Детство Чичиков не вспоминал с тягостным чувством - он не голодовал, был упитанным мальчуганом, ему просто не необходимы были обыденные детские забавы. Вся энергия, все его таланты были ориентированы, согласно отцовским советам, на накопительство. Гоголь обрисовывает то, как герой боготворил средства: когда мальчишка скопил 5 рублей, он сложил их в мешочек, который зашил и упрятал в матрас, потом стал накапливать далее. Еще одним его талантом было умение посиживать бездвижно в течение всего урока и, не мигая, глядеть в рот учителю, вроде бы саркастические соученики ни пробовали его расшевелить толканием и щипками.

Божество, которому молится герой

Прощальная речь отца была посвящена силе копейки. Она, и только она, – и самый верный друг, и самый надежный товарищ, – никогда не кинет и вынет из хоть какой неудачи. И все годы учебы Павлуша без утомились добывал копеечку. Он и мышку выдрессировал, а позже прибыльно продал, и птицу смастерил с этой же целью. Пользуясь безалаберностью соучеников, Чичиков заблаговременно брал пирожки и бублики, а дождавшись, когда они проголодаются, продавал еду по стоимости, зависящей от аппетита покупателя. На самом деле собственной, он был инициативный и профессиональный бизнесмен. Такой образ Чичикова. Детство наложило, непременно, собственный отпечаток на его нрав, но совсем сформировало его характеры общество.

Детство Чичикова из “Мёртвых душ” нельзя назвать самым лучшим периодом в его жизни. У него не было безмятежных игр, весёлых забав, радостных воспоминаний о семейных праздниках.

Детские воспоминания

По сути, у маленького Павлуши даже не было настоящей семьи: всё, что он помнил – всегда больной, недовольный отец, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши ничего не известно из повествования, а отец не умел или не желал проявлять чувств по отношению к сыну, редко разговаривал с ним. Лишённый ласки и любви ребёнок рос нелюдимым и замкнутым.

Будучи уже совсем взрослым, Чичиков так и не научится чувствовать к людям привязанность, ведь он не видел этого в собственной семье. Убогая обстановка в простом доме, которым владел обедневший дворянин – отец Павлуши – способствовала формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши остался неуютный дом, убогая обстановка и отчуждённость единственного родного человека – отца. Кратко детские годы Чичикова можно охарактеризовать, как тяжёлое и безрадостное время, которое оказало серьёзное влияние на его характер.

Отъезд в город и отцовский наказ

В один из дней отец увёз мальчика в город, чтобы устроить в училище. Они остановились у дальней родственницы, что позволяло отцу значительно сэкономить на жилье, которое необходимо на время получения образования. Перед отъездом домой он дал сыну наставления для дальнейшей жизни. Именно в нём раскрывается философия жизни “чичиковых”.

Нужно заметить, что отец не особо верил в ум и талант своего чада, поэтому прямо наказал сыну в школе угождать начальству и тогда даже без особого дарования в науках он будет всегда первым. Вместо слёз при расставании родитель сухо изложил основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не угощать других, а вести себя так, чтобы угощение предлагали тебе сами. Важным момент – беречь деньги, они открывают все двери. После этого он уехал и больше уже никогда не виделся с сыном. Он умер, когда Павлуша заканчивал училище.

Годы в училище

Учёба давалась мальчику хорошо, хотя особых успехов он не достиг, зато точно понял, что нужно делать, чтобы иметь отличные отметки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть ровно, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому мастерству, даже когда дети щипали его, он держался невозмутимо. Его тетради были аккуратными, вещи опрятны и чисты, а все мысли направлены на преумножение “капитала”, который оставил ему отец.

Чтобы долгими вечерами потратить время с пользой, Павлуша надрессировал мышь, которую поймал в доме, таким образом, что она выполняла некоторые команды. Он продал её в школе за очень хорошие деньги. Такая изобретательность мальчика обусловлена его желанием заработать во чтобы то ни стало. Он пробовал себя в творчестве – сваял фигурку снегиря из воска, раскрасил её и выручил за такую поделку приличные для ребёнка деньги. Свои сбережения мальчик зашивал в мешочки и прятал, чтобы не потратить. Отличаясь наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал также на том, что замечая тех одноклассников, которые очень проголодались, предлагал им купить у него пирожок. Друзья с радостью соглашались.

Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от лакомств, поиску способов заработка, умению угождать, льстить, быть неискренним. Дружить Чичиков так и не научился, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Не имея никаких родственников, без поддержки и дружеских отношений, мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни и во взрослом возрасте. Этот период закончился вместе с учёбой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.

Тест по произведению

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: